Среда
12.08.2020 18:56



Приветствую Вас
Гость

RSS
По ступенькам познания к творчеству
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Поиск

Поиск по меткам

Счетчик материалов
Комментарии: 15
Рисунки к заданиям: 138
Занятия: 7
Информация: 5
Файлы: 6
Текстовый материал: 24
Сайты: 23
Система заданий: 98
Спрашивайте-отвечаем: 1
Гостевая книга: 1

Главная » Статьи » Теоретический материал » внимание

Развитие внимания

Внимание- это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определённый объект, внешний или внутренний. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников.

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения с взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.

Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием. Поэтому понятно значение внимания для всех психических явлений. Психологами установлена положительная корреляционная связь между свойствами внимания (устойчивость, сосредоточение и переключение, объём, распределение) и успехами в учении.

Наблюдая за поведением ребёнка во время занятий в детском саду, за поведением в школе, можно узнать, какие виды внимания преобладают в его учебной деятельности, но, кроме того, можно определить и уровень развития свойств внимания.

По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно удерживать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания.

Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Сосредоточенность, устойчивость, переключение, распределение – это положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.

Положительные свойства внимания сочетаются с такими особенностями мимики, как спокойствие, сосредоточение и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица. Устойчивость позы. Организованность движений, жестов, немногословность, твёрдость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания сочетаются с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, эмоциями удивления. Неуверенности, тревожности.

С возрастом происходит развитие внимания ребёнка. И хотя у младшего школьника, по сравнению с ребёнком дошкольного возраста, увеличивается объём внимания, его устойчивость, всё же лучше развито непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.

У дошкольников и учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания они могут сохранять в течение 30-35 минут. А вот учащиеся третьих классов могут сохранять внимание непрерывно в течение урока. Но важно периодически менять виды работы, чтобы не наступило утомление. Именно к моменту окончания начальной школы внимание детей должно становиться произвольным. Однако это происходит не у всех детей. Следует учитывать и то, что возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Произвольное внимание развивается вместе с развитием мотивов учения, вместе с ростом сознания ответственности за успех учебной деятельности. Младший школьник может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии «близкой» мотивации (перспективы получить «пятёрку», заслужить похвалу учителя). Воспитание у младших школьников «далёкой» мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенностями детей, путём связывания друг с другом близких и всё более отдалённых целей. Например, наиболее «далёкая» мотивация – стать полезным для общества человеком, должна связываться с более «близким» мотивом – успешно перейти в следующий класс. А последний мотив, в свою очередь, должен связываться с «ближайшим» мотивом – получить высокую оценку учителя.

У подростков внимание является преимущественно произвольным. Следовательно, учащийся среднего звена может заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем.

Учителя, работающие в среднем звене, родители обязательно должны принимать во внимание и тот момент, что даже самая интересная лекция, самый интересный материал самыми внимательными подростками непрерывно воспринимается не дольше 7-8 минут, после чего обязательно наступает кратковременное переключение внимания. Вообще избежать отключений внимания учащихся невозможно, а вот сделать их минимальными по частоте – реально.

Конечно, у подростков присутствует и непроизвольное внимание. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, педагоги стремятся сделать свой урок интересным, даже занимаясь с учащимися подросткового возраста, так же часто поступают и родители, занимаясь с детьми. И в этом они правы. Но, как писал Ушинский К,Д,:»Конечно, сделав занимательным урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в ученье… приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность…» следовательно, произвольное внимание у подростков родители и педагоги должны и дальше развивать, укреплять. Но эта работа должна обязательно сочетаться с формированием мотивации учебной и познавательной деятельности у подростков, а также с воспитанием волевых качеств и чувства долга и ответственности.

В подростковом возрасте у ребёнка увеличивается объём внимания, т.е. в короткий промежуток времени он может сознательно удерживать в своём сознании большее число объектов. Выше, по сравнению с учащимися младших классов, у подростков и устойчивость внимания, способность отвлечься от всего постороннего. У подростков в большей степени, нежели у младших школьников, развито умение выполнять несколько видов деятельности в одно Ито же время, т.е. такое свойство внимания, как распределение. Но степень развития всех свойств внимания, а так же и произвольности, во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого подростка.

Успех учебной деятельности подростков во многом зависит от такого качества, как внимательность. Очень часто от подростком мы слышим, что если бы они на уроках были более внимательными, то их оценки были бы значительно лучше.

Что же такое внимательность? Это явление многообразное. Прежде всего невнимательность связана с чересчур поспешным реагированием на воспринимаемую информацию. Например, учитель задал довольно сложный вопрос для обдумывания. Большинство учеников это понимают и не торопятся с ответом. А вот некоторые уже тянут руки. Эти ученики уже не думают над ответом, они заняты лишь одной мыслью, как бы учитель поскорее предоставил им слово. А при ответе оказывается, что эти учащиеся даже не поняли смысла вопроса. Таких учеников называют импульсивными. Импульсивность является одним из основных вариантов невнимательности.

Невнимательность может быть связана с преждевременным прекращением процесса восприятия, или размышления, в результате непроизвольного переключения сознания на какой-либо посторонний объект. Например, подросток читает материал параграфа. С работы приходят мама и папа, они о чём-то разговаривают между собой. Ситуация самая обычная. Подросток отвлекается. Необходимо небольшое усилие воли, чтобы сфокусировать внимание на своей работе. Но вместо этого ученик прислушивается к разговору, а затем и сам принимает в нём участие. Значит, просто не хватило силы воли.

Возможно и следующее: во время чтения вдруг возникает какая-нибудь мыслительная ассоциация, возможно, вспоминается какой-то эпизод итз фильма. Подросток может даже поймать себя на том, что мысли где-то далеко. В этой ситуации также потребуется усилие воли, чтобы подавить постороннюю ассоциацию, т.е. следует напрячь своё произвольное внимание.

Все приведённые примеры свидетельствуют о том, что самый распространённый вариант невнимательности – это неустойчивость внимания. Его непроизвольное отключение. Непроизвольное внимание очень часто берёт верх над вниманием произвольным.

Внимательность – это устойчивость внимания, длительное сосредоточение его на нужном объекте: учебном тексте, рассказе учителя, на какой-либо мысли и т.д.

Задачей любого педагога, а также родителей, является формирование у учащихся такого качества, как внимательность. Следует помнить и о том, что в подростковом возрасте учащиеся уже могут анализировать степень сформированности у них тех или иных личностных качеств, а также стремятся развивать в себе те или иные качества, в том числе и внимательность. Поэтому можно предложить им для самоорганизации внимания выполнять следующие правила

Категория: внимание | Добавил: variant7 (13.11.2010)
Просмотров: 3882 | Теги: внимание | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайты-попутчики
  • Официальный блог
  • FAQ по системе
  • Сайт Чернухинского дома творчества
  • Сайт участников кружка по сайтостроению "Наш Арзамасский край"
  • "Моим ученикам" Для учеников автора этого сайта
  • "Классный пресс-центр"
  • "Лучики" Сайт 3 класса Вотоватовской СОШ
  • Сайт села Чернуха

  • Форма входа

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Мини-чат

    Рейтинги


    Copyright MyCorp © 2020
    Бесплатный хостинг uCoz